Пролетарии всех стран... национальное единство возможно исключительно за ваш счёт!
Набат. Суспільно-політична газета
  Добавить в Избранное Сделать стартовой
Предыдущий номер Свежий номер

Бессрочная акция "Комсомол за Мир"

Войти Зарегистрироваться

  • Лента новостей
  • Новости сайта
  • Номера 2017-го года
  • Номера 2016-го года
  • Номера 2015-го года
  • Номера 2014-го года
  • Номера 2012-го года
  • 2011 год
  • 2010 год
  • Выборы 2010
  • 2009 год
  • 2008 год
  • 2007 год
  • 2006 год
  • 2005 год
  • Ссылки
    << 2018
    << Февраль

    Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
       1 2 3 4
    5 6 7 8 9 10 11
    12 13 14 15 16 17 18
    19 20 21 22 23 24 25
    26 27 28     

    Набат №14 от 11 сентября 2013-го года

  • Петр Симоненко. Референдуму – быть!
  • Газета "Рабочий класс". Нет – евроколонизации Украины!
  • "Фраза". Договор о ЗСТ с ЕС — один из этапов деиндустриализации страны
  • Депутатская фракция коммунистов в ВР Украины. Заявление депутатской фракции коммунистов в Верховной Раде Украине
  • Обязательства перед ВТО – "гроб с музыкой" для украинской экономики: Симоненко
  • Пресс-служба КПУ. Украина перестанет быть стратегическим партнером России
  • О. Гайтота. Евросоюз-Украина - неравноправие сторон
  • О торговых войнах. И не только...
  • "Покращення" на кременчугских предприятиях
  • Услуги почты дорожают
  • "Коммунар" - призер кубка города по футболу
  • NR2.ru. СМИ: Асад, Иран и "Хезболла" создают единое командование. Шиитская коалиция готова ударить по Израилю, Турции и Иордании
  • РИА Новости. Сирия: суть конфликта
  • Фашисты жаждут крови
  • Эксперты ООН еще вернутся в Сирию
  • УРА-информ. Утечки воды на японской "Фукусиме" стали не контролированными
  • По материалам интернет-изданий. Петр Нестеров первым в мире выполнил "мертвую петлю"
  • Томмамзо Кампанемлла
  • Котляревский Иван Петрович

    Иван Петрович Котлярквский

    Иван Петрович Котлярквский

    И. П. Котляревский. Энеида. Издание 1808 года

    И. П. Котляревский. Энеида. Издание 1808 года

    Писатель, "возродитель новой малорусской литературы", родился в Полтаве 29 августа (9сентября) 1769 г. Отец Котляревского занимал должность канцеляриста в полтавском городовом магистрате. Родители Котляревского не были богаты; им принадлежала небольшая усадьба в Полтаве и кусок земли в окрестностях города.
    Десяти лет от роду Котляревский был записан на службу в находившуюся в г. Кременчуге Новороссийскую канцелярию; здесь, как свидетельствует формуляр, его произвели в 1779 г. в подканцеляристы, в 1781 г. — в канцеляристы, в 1783 г. — в губернские регистраторы. На 14-м году от рождения он поступил в семинарию. По окончании курса учения вступить в духовное звание отказался и стал заниматься учительством в помещичьих семьях, по большей части в Золотоношском уезде. Здесь, в хуторах основной Малороссии, Котляревский с особой любовью предался изучению народа. В крестьянской одежде, он ходил по сходбищам, записывал песни, изучал язык, поверья и предания, наблюдал нравы, обычаи, обряды; эта жизнь дала ему богатейшие знания родного народа, впоследствии так ярко им выказанные.
    В апреле 1796 года, — как говорят, вследствие несчастной любви — Котляревский определился кадетом в Северский карабинерный полк. В 1806 г. штабс-капитан Котляревский был прикомандирован в качестве адъютанта к барону Мейндорфу, начальнику 2-го корпуса войск в Молдавии. Принимал участие в осаде Бендер; затем исполнил трудное дипломатическое поручение — склонить к миру Буджакских татар, кочевавших тогда у Черного моря между Днестром и Дунаем. С опасностью для жизни он успокоил мятежников, готовых подняться против русских, уговорил их признать власть России. За этот подвиг он был награжден орденом Анны 3-й степени; далее в течение той же войны Котляревский "отличил себя неустрашимостью" при двукратной осаде крепости Измаила, за что два раза удостоился получить монаршее благоволение. В 1808 г. по прошению он был уволен в отставку в чине капитана. После долгих неудачных поисков службы по гражданскому ведомству, дойдя до самого бедственного положения, Котляревский, при помощи малороссийского генерал-губернатора князя Лобанова-Ростовского, получил место надзирателя полтавского дома воспитания бедных с жалованием в 300 рублей в год (июнь 1810). Отечественная война вызвала его снова к военной деятельности: по поручению Лобанова-Ростовского он сформировал 5-й полтавский конный полк украинского казачьего войска; затем в 1813 г. по приказанию того же кн. Лобанова ездил с донесением на Высочайшее имя в Дрезден. После этого Котляревский снова отдался дому воспитания детей; он усердно хлопотал через посредство кн. Лобанова о расширении заведения, устроил больницу, сделал ряд нововведений военного характера, между прочим, ввел преподавание черчения, ситуации, военные упражнения, ввел форменную одежду и пр. За деятельность по Полтавскому дому, в 1817 г., при посещении Полтавы императором Александром I, Котляревский был награжден военным чином майора, бриллиантовым перстнем и пенсионом в 500 рублей сверх получаемого жалования. 31 января 1835 г. ушел в отставку по состоянию здоровья с пенсионом в 600 рублей.
    Кроме основной службы, Котляревский состоял в числе членов санкт-петербургского общества любителей российской словесности (был избран в 1822 году) а также нес обязанность казначея и книгохранителя полтавского отделения российского библейского общества (с 1819 до 1830 г.). По поручению генерал-губернатора кн. Репнина был управителем и режиссером т.н. вольного театра в Полтаве.
    Последние годы жизни Котляревский провел в уединении безвыходно в своем полтавском домике, по слабости здоровья редко кого принимая. Он умер на 70-м году жизни и похоронен в Полтаве на городском кладбище по Кобеляцкой дороге.
    Литературные наклонности проявились в Котляревском с юности. Еще в семинарии он начал писать стихи, и за искусство подбирать рифмы был прозван рифмачом. По словам Шевченка в годы семинарской жизни он составлял нечто вроде сатирического журнала "Полтавскую муху", осмеивавшую "пошлость и низость людскую".
    С именем Котляревского обыкновенно соединяются четыре произведения: "Энеида, на малороссийский язык переложенная", "Наталка Полтавка", "Москаль чаривник" и "Ода до князя Куракина". Кроме этих главнейших его произведений, писанных по-малорусски, известны два русских: "Ода Сафо" и "Размышления на евангелие от Луки, переведенные с французского сочинения аббата Дюкеня".
    "Энеида" — первое по времени произведение Котляревского — писалась в продолжение многих лет; создание начала ее (части l—3) относится, вероятно, к первой половине 1790-х годов, середина (часть 4-я) была написана в годы военной службы Котляревского, конец (части 5-я и 6-я) — до 1820 г. Первое авторское издание, заключавшее в себе четыре части, было выпущено в свет в 1809 году и напечатано иждивением полтавского помещика С. М. Кочубея, которому и было посвящено; полное издание всей Энеиды (6 частей) вышло в свет уже после смерти Котляревского в 1842 году. "Энеида, переложенная на малороссийский язык", представляет собой сатирическую переработку произведения Вергилия на украинские нравы ХVIII века. Подобные операции над Энеидой не были новостью в литературе. На западе Европы они начались в ХVII веке и дали длинный ряд бурлескных Энеид, начавшийся с поэмы итальянца Лалли Eneida travestita (1633). Алоизу Блумауеру, написавшему Wirgils Aeneis (1784—1788) явился подражатель и в России; это был Осипов, со своей "Энеидой, вывороченной на изнанку" (1791—1795 г.). Разительное сходство Энеиды Осипова с Энеидой Котляревского дало повод думать, что один из этих писателей подражал другому. Вопрос о том, который писатель должен быть признан подражателем другому, долго составляли предмет споров исследователей; тщательное рассмотрение вопроса о взаимоотношении Энеид Осипова и Котляревского, исполненное в последнее время г. Стешенком, неоспоримо утвердило первенство за Осиповым. Но зависимость Энеиды Котляревского от Энеиды Осипова, несмотря на то, что изложение во многих местах сходно, а иногда является прямым переводом русского текста, ни мало не уменьшает значения малорусской поэмы: напротив, произведение Котляревского оставляет далеко за собой свой прототип. Превосходя Энеиду Осипова с внешней стороны богатством языка, яркостью образов и краткостью в изложении, она по своим внутренним достоинствам не может даже быть сравниваема с нею. Достоинством малорусской Энеиды является во-первых то, что целью поэмы Котляревского было сознательное создание сатиры на нравы современного поэту малорусского общества; цель Осипова была не так серьезна: она заключалась лишь в желании вызвать в читателе смех с помощью не всегда удачной шутки или попыток комически сочетать римских героев с русской обстановкой. За внешней забавной формой малорусской Энеиды, полной неподдельного юмора, скрывается энергическое порицание зла, за резкой насмешкой и грубой, иногда впадающей в цинизм, внешностью, проглядывает привязанность к родине и любовь к своему народу. Поэма явилась как бы отражением действительности современной Малороссии со всеми неприглядными ее сторонами, с картинами тяжелого положения народа, с панством, считавшим людей за скотов, с попами, гнавшимися за деньгами, с неправедными судьями, взяточниками и пр.; все проходит перед читателем в живых образах, нарисовано без прикрас, правдиво и отчетливо. Честные цели автора, реальность и жизненность его произведения, наконец, народность или этнографичность Энеиды — все это вместе, высоко поставив поэму Котляревского, явилось причиной ее долгой жизни: в противоположность пародии Осипова давно забытой и сданной в архив, малорусская "Энеида" до сих пор пользуется вниманием и не выходит из литературного обихода.
    Если Энеида представляет изображение по преимуществу отрицательной стороны жизни Малороссии, то две другие важнейшие пьесы Котляревского, опера "Наталка Полтавка" и водевиль "Москаль чаривник", являются как бы противовесом первой. Основная их идея — дать привлекательное изображение малорусской женщины, которая является центральной фигурой в этих произведениях; остальные действующие лица с одной стороны служат ей фоном, с другой выводятся для придания местного колорита пьесам. Поводом к сочинению "Наталки Полтавки" и "Москаля чаривника" было появление на харьковской и полтавской сценах оперы-водевиля кн. Шаховского "Казак-стихотворец", плохой пьесы, в которой автор без всякого знания малороссийской жизни и нравов неудачно пытался изобразить малороссов в смешном или неправдоподобном виде, заставлял действующих лиц петь русские песни, говорить на каком-то выдуманном наречии. Имевшая успех в Петербурге, пьеса пришлась не по вкусу южнорусской публике и вызвала строгую рецензию в "Украинском Вестнике". Котляревский — большой любитель театра — по своему знанию Малороссии мог быть раздосадован более чем всякий другой произведением кн. Шаховского; как бы в осуждение и в исправление ее — что показывают слова действующих лиц "Наталки" — на сцене Полтавского театра в 1819 г. и появились пьесы Котляревского. Обе пьесы были приняты с восторгом и быстро разошлись по всей Малороссии и отчасти в Великороссии, сначала в рукописных списках, затем в печатных изданиях (полностью "Наталка" и " Москаль" были напечатаны в первый раз в "Украинском Сборнике" И. И. Срезневского в 1838 и в 1841 гг.; ранее в "Северных Цветах" 1830 г. была помещена одна песня из "Наталки Полтавки"). наибольшую известность приобрела "Наталка Полтавка", которая доныне не снимается с репертуара малорусских трупп.
    Значительно уступает этой пьесе водевиль "Москаль чаривник", дающий картину из жизни семьи чумака и изображающий неудачные ухаживания за женой чумака судового паныча; центральное лицо пьесы, жена чумака, является положительным типом малорусской женщины, разумной, верной мужу, но не лишенной доли лукавства и хитрости. Фабула пьесы, по расследованию г. Дашкевича, в значительной мере заимствована Котляревским из французской оперетки "Le soldat magicien". Уступая в отношении разработки фабулы своему французскому прототипу, малорусский водевиль далеко ушел от него в обработке характеров действующих лиц и в богатстве речи, чисто народной в устах чумака и его жены, канцелярски-искусственной в изъяснениях судового паныча.
    Два русские произведения украинского поэта стоят особняком в общей его деятельности и ничего не прибавляют к его литературной славе. Слава Котляревского сложилась исключительно благодаря его малорусским произведениям. Влияние его было громадно: своими литературными трудами он вызвал к жизни ряд новых писателей, своими сознательными этнографическими наблюдениями дал толчок к изучению народа; сумев заинтересовать современников своими произведениями, создал малорусскую читающую публику во всех слоях общества и сблизил между собой эти слои. Чистый и безупречный образ Котляревского-писателя слился, как свидетельствуют воспоминания его современников, с образом человека высокой честности, прекрасной души и светлого ума. Наконец, следует упомянуть, что Котляревский оставил по себе память, как о замечательном острослове, прекрасном рассказчике, умело пользовавшимся своим знанием малорусских пословиц и присловий.

    В. Срезневский

  • Петр Симоненко. Референдуму – быть!
  • Газета "Рабочий класс". Нет – евроколонизации Украины!
  • "Фраза". Договор о ЗСТ с ЕС — один из этапов деиндустриализации страны
  • Депутатская фракция коммунистов в ВР Украины. Заявление депутатской фракции коммунистов в Верховной Раде Украине
  • Обязательства перед ВТО – "гроб с музыкой" для украинской экономики: Симоненко
  • Пресс-служба КПУ. Украина перестанет быть стратегическим партнером России
  • О. Гайтота. Евросоюз-Украина - неравноправие сторон
  • О торговых войнах. И не только...
  • "Покращення" на кременчугских предприятиях
  • Услуги почты дорожают
  • "Коммунар" - призер кубка города по футболу
  • NR2.ru. СМИ: Асад, Иран и "Хезболла" создают единое командование. Шиитская коалиция готова ударить по Израилю, Турции и Иордании
  • РИА Новости. Сирия: суть конфликта
  • Фашисты жаждут крови
  • Эксперты ООН еще вернутся в Сирию
  • УРА-информ. Утечки воды на японской "Фукусиме" стали не контролированными
  • По материалам интернет-изданий. Петр Нестеров первым в мире выполнил "мертвую петлю"
  • Томмамзо Кампанемлла
  • Чтобы поставить оценку нужно Войти или зарегистрироваться



    Искать:

        
  • Бюджет-2018 - бюджет милитаризма, геноцида и нищеты
  • Кому нужен "Михомайдан"?
  • Когда у страны появится шанс
  • ООН обнародовала новые данные о количестве жертв войны на Донбассе
  • Евросоюз требует от киевского режима полного выполнения рекомендаций Венецианской комиссии по закону об образовании
  • Режим олигархо-нацистов уничтожил экономику Украины
  • О политических итогах ознаменования в Украине 100-летия Великой Октябрьской Социалистической революции
  • Про военных пенсионеров власть забыла

  • 9 Мая 2015-го года в городе Кременчуге
  • Митинг работников Сталилитейного завода 6 деабря 2014 года
  • Набат №12-2013
  • Засновник: Шапран Володимир Іванович.
    Свідоцтво про реєстрацію: ПЛ №1148-405ПР від 21.07.2015 року головного управління юстиції Полтавської області
    Адреса редакції: 39600, г. Кременчуг, ул. Первомайская, 19 Телефон (0536) 3-63-26, e-mail: gaz.nabat@yandex.ru.
    За точність викладених фактів відповідальність несе автор.