Коммунистическая партия Украины
Набат. Суспільно-політична газета
 
  Свежий номер Предыдущий номер Кременчугский горком КПУ 
  • Выборы 2010
  • Ссылки
  • 2014-й год
  • 2011 год
  • 2010 год
  • 2009 год
  • 2008 год
  • 2007 год
  • 2006 год
  • 2005 год
  • Траектория Директории и её вождя Семена Петлюры

    Окончание. Начало в №16, 17, 18, 19, 20

    Кстати: а что же такое "Татон"? Так назывался в древности Татхоун, город на юге Бирмы, в бытность свою одним из главнейших центров т.н. монской цивилизации. Был основан в первых веках н. э. В середине первого тысячелетия стал одним из крупнейших портов в Юго-Восточной Азии, на пути из Индии дальше на Восток. К 10 в. город Т. занял главенствующее положение среди монских городов и стал столицей единого монского государства Раманадесы. Затем захвачен и разграблен бирманским царём Аноратой... Если не отказать в бессмысленности клички ("псевда"), то над ее символическим наполнением (а хоть сколько-нибудь зная Петлюру, можно быть уверенным, что так оно и было) стоит призадуматься психиатру.
    Затем нашли и "станок", на котором они печатались - гектограф - этот уже на квартире Петлюры, куда потянулся явный след. Под личиной второй клички Петлюра нелегально появлялся в том же году во Львове, где "пребывал Заграничный комитет и издательская база партии". Появляться-то он появлялся, но кроя биографию Петлюры по зачастую лживым "свидетельствам", мы не можем обойти вниманием и авторитетное утверждение его современника, свидетельствовавшего, что после изгнания из семинарии Петлюра "стал вести цыганскую жизнь второстепенного актера одной из странствующих украинских театральных трупп. Сценического дарования у него не оказалось... Похоже, что именно там и нахватался Петлюра своих "звычок" к театральности, коих не растерял затем до конца своей жизни.

    ***

    На Кубани, куда якобы направили Петлюру "пьемонтцы" осенью 1902 года, (так или иначе он действительно оказался там), Петлюра сначала устроился учителем. Но был вскоре ввиду открывшейся полиции неблагонадежности уволен. После этого взят под опеку известным кубанским общественным деятелем Федором Щербиной. Под его руководством Петлюра якобы "изучал в архивах историю Кубанского казацкого войска". Весьма выигрышный факт для парадной биографии. Но увы, историческая наука реального вклада от этого не получила (чего бы проще, взять и опубликовать исследование).
    Но время даром все же не пропало: Петлюра на распространении никчемных, по большому счету, листовок (с последующим арестом и отсидкой продолжительностью около девяти месяцев) набрал свои очередные условные политические очки. Зато отец его реально потерял и ту единственную десятину леса под Будыщами, которой владел: ее пришлось продать, чтобы внести за сына залог, под который он и был освобожден в марте 1903 года.
    Отсюда есть веские основания предполагать, что на самом деле никаких "душевных отношений" с родителями, как об этом любят ничтоже сумняшеся заявлять авторы многочисленных хвалебных биографий Петлюры, у Симона не было вообще. Несмотря на то, что их ушлый сынок несомненно побывал в Полтаве в годах 1903-м (перед "посадкой"), 1904-м (возможно, был этапирован в Полтаву и именно здесь освобожден под судебный залог), его следующий приезд имел место аж в 1916 году ***
    А ведь у него было действительно веское основание посетить Полтаву по крайней мере в 1909-м году. И не по поводу, естественно, 200-летия Полтавской битвы. Просто тогда у Петлюры умер отец. Якобы близкий человек, причем расставшийся ради воли сына с чуть ли не единственной своей собственностью. Но! Симон Петлюра в это время, вдоволь наигравшись в "революцию", между делом окончив бухгалтерские курсы, живет в Петербурге, где работает в частном транспортном предприятии (правлении Восточного общества транспортирования кладей). События относятся ко второй половине 1908 года. Между делом подвизается, будто бы, в разных украинских "гуртках".
    Годом позже переезжает в Москву (повышение по службе в рамках того же Восточного общества транспортирования кладей). Вступает в брак с некой О.А.Бельской... Ничего, словом, не происходит такого, что помешало бы ему приехать проводить отца в последний путь... Но не едет. Какие же тут есть основания говорить о "душевных отношениях"?

    ***

    Но вернемся чуть назад, к марту 1904 года. Петлюра получает свободу. Относительную, конечно. И сразу же убегает в Киев, а оттуда "за границу" - во Львов. (У отца, выступившего поручителем, были по этому поводу, видимо, неприятности со, скажем так, правоохранительными органами, что и рассорило, надо полагать, его окончательно со своим чадом). Здесь Симон "работает в Заграничном Комитете РУП". И занимается "журналистской деятельностью".
    В конце 1905 года была объявлена амнистия. Он под нее со своей "статьей" подпадает, и поэтому вполне легально возвращается в Киев. Вступает в украинскую социал-демократическую партию, образовавшуюся на руинах РУП. Мотается между Львовом и Киевом. Принимает участие в съезде галицкой социал-демократии. "Но и в этой карликовой партии он пребывал на вторых ролях", - пишет исследователь Александр Каревин.
    Почему? Да просто время ушло! Ведь миновал не только 1905 год - потерпела поражение и отошла в небытие "первая русская революция". Соответственно заглохла и "революционная деятельность" Петлюры. Вот поэтому в январе 1906 года он и уезжает в Петербург, устраивается ненадолго в качестве редактора в журнал "Вільна Україна" (который приказал долго жить уже на сдвоенном 5 и 6 номере).
    Далее следует разгон І Государственной думы. Издание журнала вообще "приостанавливается". Симон возвращается в Киев и летом 1906 года устраивается в газету "Рада" (вышла в свет 15 сентября того же года). Официальными издателями ее считались Б.Гринченко и Е.Чикаленко, но делали газету, по их признанию, "гуртом". Литературную часть возглавлял М.Грушевский. Подготовкой фельетонов ведал Е.Чикаленко. Отделы вели: "Из газет и журналов" - А.Хотовицкий, "По Украине" - Д.Дорошенко, "По России" - Л.Старицкая-Черняховская, заграничный отдел - М.Лозинский, польский отдел - В.Ярошинский. Секретарем. Но как раз с Петлюрой и не заладилось: "Секретарь Петлюра, эсдек, как-то не вписывался в нашу компанию, держался стороной, будто "на службе капитала", - вспоминает "фейлетонист" Е.Чикаленко.
    Ему вторит другой "компаньон" - С.Ефремов: "Петлюру я знал вероятно с 1905 года, - пишет он в своих воспоминаниях - Ближе к нему мог присмотреться года 1907, когда он был за секретаря в "Раде". И ближайшее знакомство было не в его пользу. Много было в нем тогда эсдековского духа - хвастливости, доктринерства и несерьезности. Были и неправильные штучки, из-за которых ему пришлось отказать в секретарстве в "Раде".
    Со временем, правда (к 1912 году), по мнению того же автора Петлюра "вырос, возмужал, развился", а в Центральной Раде 1917-1918 годов вообще превратился в "настоящего державного мужа". Есть, конечно, и другие мнения. Что ничем Петлюра там не выделялся, несмотря на "умственное и нравственное убожество" этого "дважды самозваного представительства Украины". "За исключением двух-трех лиц, которых я мог бы перечесть по пальцам, которых уважал и от которых я мог бы ожидать чего-нибудь разумного (т.е. М.Грушевского, С.Ефремова и И.Стешенко), остальные были безграмотные во всех отношениях, а не только в политике. Еще хорошо, если студенты первого курса, как В.Виниченко и Н.Ковалевский, а то бухгалтеры (весьма прозрачный намек на Симона Васильевича,- прим. автора), кооператоры, "известные общественные деятели" и просто люди неопределенных занятий...".

    ***

    Работа в "Раде" (в газете, естественно, а не в Центральной,- прим. автора), как вспоминают, была каторжная. "Все приходилось брать с колес - ежедневно! К тому же еще не существовало своей, газетной терминологии, ее творили самостоятельно. Рукописи переписывали от первой строчки до последней..." (А как же тогда отдел "Из газет и журналов"? Тоже брали и переписывали - "от первой строчки и до последней"? Подобное делают, как правило, с одной-единственной целью - исказить первоначальный смысл). И вот, оказывается, зачем еще "польский отдел": содействовать засорению украинской "мовы" полонизмами?! - прим. автора). Будет, впрочем, иронизировать. Гораздо интереснее посмотреть, каким был итог этих воистину титанических усилий. "Подсчеты показали, что в 1908 году рабочие подписывали 32 экземпляра "Ради", 25 - "Рідного краю", 5 - "Слова", 3 - "Української хати"; в следующем году картина несколько изменилась: до 39 экземпляров выросло количество "Ради", ...больший вес приобрело "Слово" (18), уменьшились возможности "Рідного краю" (10)". Неплохие, откровенно говоря, показатели подписки, как для "средств массовой информации, ориентированных по крайней мере на всю Малороссию", а? Но даже это микроскопическое улучшение показателей спроса не спасло положения: "...конфликты в "Раді" наростали, и С.Петлюра покинул ежедневное издание". "14 июня 1908 года Симон Петлюра признался: "Дело в том, что, быть может, я осенью навсегда уеду в Петербург из Киева. Уже сейчас я веду переговоры по этому делу и мне обещана должность, которая будет оплачиваться прилично". "Прилично оплачиваемой" стала уже известная нам должность бухгалтера. Попутно Петлюра ведет украинский раздел в двухнедельном журнале "Міръ". Задача - "давать маленькие рисунки политико-экономической и бытовой жизни" украинцев в Галиции. Сотрудничество было недолгим. Через год переезжает в Москву. Устраивает личные дела. Женится на О.А.Бельской, единственной женщине в его жизни. У них рождается дочь Леся - единственный ребенок в их семье. Относительно журналистской почесухи наступает почти полная ремиссия.
    Столь неожиданному повороту в своей жизни Петлюра был обязан, как считается, вступлением в масонскую ложу, состоявшемуся, по мнению исследователей, в 1909 году. Это способствует карьере. Полагают, что именно с их, "вольных каменщиков", помощью Симону удается перебраться в первопрестольную и обрести более-менее пристойный кусок хлеба.
    Если это действительно так, то оно многое объясняет и дальше: и почему Петлюра опять "всплыл на поверхность" общественной жизни в качестве редактора ежемесячного журнала в 1912 году (когда в воздухе появилось реальное ощущение напряженности, хотя сама гроза разразилась лишь в 1914-ом, когда началась Первая мировая война). В.К. Винниченко, в детали не вдаваясь, меланхолично заметил лишь, что Петлюра "...жил в Москве и на какие-то средства издавал на русском языке ежемесячник "Украинская жизнь". Журнальчик он охарактеризовал, как полную дрянь - читая его, вспоминал Владимир Кириллович, просто "плевался от отвращения".
    В. К. Винниченко, по возрасту почти ровесник Петлюре (1880 года рождения), с момента знакомства и до конца своих дней сохранил крайне брезгливое отношение к Симону Васильевичу. Характеристики, отпущенные ним "вождю украинской нации" порою просто убийственны: "До революции 1917 года Петлюра никакими своими качествами ни в политике, ни в культурной общественной области не был заметен"; "С.Петлюра не имел никаких выразительных, твердых ни социальных, ни политических, ни моральных, ни даже национальных принципов". Как журналист - "слаб", писал "малозаметные статьи на текущие темы". Как политик... "Выражал готовность пойти на любое преступление, если только оно было вызвано его личными интересами".
    Не надо при этом думать, что Петлюра был этаким монстром, чудом затесавшимся в ряды "кристально чистых борцов": "сам" Грушевский, "перший президент України" в письме к предсовнаркома УССР Раковскому признался откровенно, и как бы один за всех: "Мы были готовы переступить через трупы наших партийных товарищей, которые безвинно погибли от красных пуль.... Были готовы работать под вашим руководством..."

    ***

    Вышеупомянутый журнальчик ("Украинская жизнь") издавался, по разным источникам, до 1914-го, иные пишут - до 1916, а некоторые - и до 1917 года. Труд Петлюры по его редактированию оплачивался адекватно выпускаемой продукции. То есть плохо. "Известный", по утверждению одного из авторов сборника "Він - з когорти вождів" Андрея Ткачука, "общественный и политический деятель" Королив-Старый (нам сдается, что "малоизвестный" подошло бы лучше), припоминал: "в самом начале войны я по делам оказался в Москве. Как-то вместе с молодым нашим маляром П.С. мы заехали к Петлюре, к которому С. имел в тот вечер дело. Мы выдирались достаточно высоко по ступенькам и позвонили у темных дверей. Войдя в хату, прошли через темную, убого обставленную комнату, в которой я увидел малюсенькую кроватку или колыску, где пищал ребенок. Пройдя ту комнату, мы вошли в другую, слабо освещенную, где я увидел Петлюру и нескольких ближних сотрудников "Украинской жизни".Они сидели возле небольшого, подпертого под стену столика, на котором стоял самовар, тарелка с нарезанной чайной колбасой и белый хлеб. Хозяин был очень убого одетый, какой-то слишком измученный, слишком нужденный, с желтым
    высохшим лицом".
    Очень трудно представить себе в подобной обстановке (не обращавшим никакого внимания на пищавшего ребенка, сидящим возле колченогого стола, подпертого стенкой, в полумраке уписывающего в компании себе подобных чайную колбасу, - допустим, даже того же В.К.Винниченко...
    И кто бы позволил себе иронизировать над этой бедностью. И кто бы стал потешаться над убогими статейками, тискаемыми безвестным "журналистом" в никем не читаемых журнальчиках и газетенках. Кто бы вообще извлекал из мрака прошлого сомнительного свойства фигуры.
    Если бы нас при этом не уверяли, что эти дважды покойники - как физически, так и политически - по-прежнему "живее всех живых". Вот прямая цитата из сборника: "Да, Симон Петлюра - великан, Прометей, разрушитель и созидатель, обычный и талантливый человек, великий властитель общественной мысли".
    И не больше, и не меньше! Человек умный обратит, конечно, внимание, на многие передергивания и откровенную подтасовку фактов в этой обильно цитируемой здесь брошюрке. Не говоря уже об явных извращениях при их интерпретации. В конце концов, на то, что, хотя и появилась брошюрка на родине "вождя", издана он все же стараниями так называемой "Украинской библиотеки имени Симона Петлюры в Париже", о чем прямо объявлено в предисловии и послесловии.
    В похожем случае писатель Сергей Родин высказался так: "Если подобная писанина - "торжество разума", то что же тогда считается на Украине безумием? Или господство принципа "Правда - это ложь!" отменяет для самостийников сумасшествие как таковое, лишь бы оно было "щироукраинським"?

    Юрий Погода

    Добавить в Избранное


    Искать:

        

    Засновник: Кременчуцька міська організація Компартії України.
    Свідоцтво про реєстрацію: № ПЛ № 791-48 ПР головного управління юстиції Полтавської області
    Адреса редакції: 39600, г. Кременчуг, ул. Первомайская, 19 Телефон (0536) 3-63-26, e-mail: kremenchug-kpu@mail.ru.
    За точність викладених фактів відповідальність несе автор.